Сакральная геометрия — часть мифологического и религиозного мировоззрения, результат мистического опыта. Сакральная геометрия применялась во все времена и во всех мировых религиях, в музыке, искусстве, в архитектуре храмов и алтарей, в живописи и иконографии — как божественная пропорциональность, в геометрической интерпретации космоса — как формы упорядоченности Вселенной (в противоположность хаосу).
Основы сакрального знания: математические отношения сакральной геометрии гармоничны и присутствуют так же в музыке, в свете и космологии. Эта система ценностей была обнаружена в человеческой предыстории и, по мнению некоторых, в ней заложена универсальность человеческой природы.
Геометрические символы разных стран и эпох схожи по философскому содержанию и исполнению. Все изображения сакральных фигур — ритуальные и декоративные узоры, религиозные символы и орнаменты — объединяет некая общность, некий общий источник. Глубинные процессы человеческой психики тесно связаны с процессами окружающего мира. Человек в своем мышлении и творчестве неосознанно, но постоянно воспроизводит одну и ту же схему, создает один и тот же символ. Изображая какой-либо значок, люди не просто запечатлевают свое видение мира: ими незримо управляют вселенские силы. Они подсказывают, а порой и диктуют нужную композицию и технику, традиционность и меру оригинальности создаваемого изображения. С древних времен замечено, что всякий раз персональный творческий замысел незаметно преобразуется, обретая другой внешний вид — как бы во исполнение замысла самого Творца.
Сакральная геометрия явление основополагающее для строительства священных структур, таких как храмы, мечети, памятники и церкви, священные места, такие как алтари, священные колодцы — везде используется «божественная» пропорция.
Сакральная геометрия может быть понята как мировоззрение распознавания образов и сложной системы религиозных символов и структур с участием пространства, времени и формы. Здесь основные закономерности существования воспринимаются как священные. Изучая природу этих моделей, форм, их соединений и отношений, приходит понимание тайных законов и знаний о Вселенной.
Открытие взаимоотношений геометрии и математики с музыкой связано с именем Пифагора. Пифагор экспериментально изучал соотношения между высотой звучания струны и ее длиной. Он прочно связал в сознании потомков математику с музыкой и астрономией. По свидетельству Аристотеля, пифагорейцы выразили в числах «свойства и отношения музыкальной гармонии».
Пифагорейцы считали, что сакральные свойства музыки дают ей полномочия исцеления, поскольку она может «гармонизировать» баланс тела…
Говорят, что сам Пифагор мог физически слышать «музыку сфер», т.е. гармонические звуки, издаваемые при вращении небесными телами.
Какой глубокой должна была быть Вера в геометрические основы Вселенной Иоганна Кеплера (1571-1630), если работая в одиночестве, никем не поддерживаемый и не понятый, он смог совершить открытия при исследования движения планет и математических законов этого движения!
«Главной целью всех исследований внешнего мира должно быть открытие рационального порядка и гармонии, которые Бог ниспослал миру и открыл нам на языке математики». И. Кеплер