Действительно ли мы ощущаем течение времени?
Субъективный опыт должен обогащать физику и философию, но при этом он должен быть тщательно взвешен!
Время — спорная тема в физике. Некоторые современные физики насмеливаются утверждать, что его вообще не существует. Другие считают его возникновение вторичным эффектом более глубоких квантовых процессов. Третьи считают, что время является единственным фундаментальным измерением природы. Все эти споры усиливают вопрос, почему мы не можем путешествовать во времени.
Все дело в нашем субъективном опыте поступательного течения времени.
Но действительно ли мы ощущаем течение времени? Мы, конечно, испытываем что-то, что выглядит так. Но если мы тщательно проанализируем этот опыт, можно ли точно описать его как «поток»?
Эмпирический поток может быть только в том случае, если есть опыт в прошлом, настоящем и будущем. Но где находится прошлое? Это где-нибудь снаружи? Мы можем на него указать? Очевидно, нет. То, что заставляет нас понять идею прошлого, — это то, что у нас есть воспоминания. Но на эти воспоминания можно ссылаться только постольку, поскольку они переживаются сейчас, как воспоминания. За всю нашу жизнь не было ни одного момента, в котором прошлое было бы чем-то иным, чем воспоминания, пережитые в настоящем.
То же самое относится и к будущему: где оно? Можем ли мы указать на него и сказать: «есть будущее»? Очевидно, нет. Наша концепция будущего проистекает из ожиданий или представлений, которые мы испытываем сейчас, всегда сейчас, как ожидания или представления. В вашей жизни никогда не было ни одной точки, в которой будущее было бы чем-то иным, чем мечты, ожидания или фантазии, испытанные в настоящем.
Но если прошлое и будущее на самом деле не переживаются в прошлом и будущем, как может существовать эмпирический поток времени? Откуда и куда течет эмпирическое время?
Проведем аналогию с пространством. Предположим, мы вдруг окажемся на обочине длинной прямой пустынной дороги. Забегая вперед, видны вдалеке горы. Оглядываясь назад, простирается сухая долина. Горы и долина предоставляют объекты, которые позволяют нам найти себя в пространстве. Но горы, долина, наше сидение на обочине дороги-все это существует одновременно в настоящем снимке нашей сознательной жизни.
Совершенно аналогичная ситуация происходит во времени: прямо сейчас Вы читаете это эссе. Когда вы читаете его, вы можете вспомнить, что сделали что—то еще—скажем, пили чай ранее сегодня. Вы также можете себе представить, что позже будете заниматься чем-то другим — скажем, читать книгу. Пить чай и читать книгу соответственно позади и впереди вас на дороге времени — так же, как долина и горы были на дороге пространства. Они предоставляют объекты, которые позволяют найти себя во времени. Но опять же, опыт вспоминания прошлого и воображения будущего, а также опыт чтения этого эссе прямо сейчас, все они существуют одновременно в настоящем кадре вашей сознательной жизни.
Проблема заключается в том, что исходя из этой предпосылки мы и полагаем, что существует эмпирический поток времени. Такой вывод столь же неоправдан, как и то, что, просто наблюдая горы впереди и долину позади, пока мы сидим у обочины дороги, думать, что мы двигаемся по дороге вперед. Таким образом, у нас нет более эмпирической причины полагать, что время течет, как и то, что мы перемещаемся в пространстве, в то время как спокойно сидим на обочине дороги.
Таким образом все, что у нас есть — это настоящий эмпирический снимок или кадр. Даже понятие предыдущего или последующего кадра является просто памятью или ожиданием в настоящем кадре. Поток от кадра к кадру это история, которую вы рассказываете себе, как бы неотразимо убедительной она ни была. Сама нейробиология предполагает, что этот «поток времени» на самом деле является когнитивной конструкцией.
Все таки разобраться с этим нам может помочь мысленный эксперимент: предположим, вы могли бы вернуться в прошлое, скажем, в тот момент, когда пили чай сегодня утром. В соответствующем эмпирическом снимке настоящее будет находиться между, воспоминанием о том, как вы встали с постели, и ожиданием того, что вы оденетесь для работы. Но как только вы приземлились на этот кадр, у вас не будет опыта каких-либо временных разрывов: вы оглянетесь назад в памяти и увидите, как вы встаете с постели; вы будете смотреть вперед в воображении и увидите, как вы одеваетесь для работы.
Лента вашей истории тогда станет перемотана, и у вас не останется памяти о путешествиях во времени; в противном случае вы бы не путешествовали во времени. Все будет чувствовать себя совершенно нормально так же, как сейчас. Так Кто сказал, что ты не путешествовал во времени минуту назад? Откуда ты знаешь, что время всегда течет вперед?
Видите ли, независимо от того, течет ли Время вперед или не течет вообще, или движется назад и вперед, наш результирующий субъективный опыт будет идентичен во всех случаях: мы всегда будем находиться в эмпирической серии кадров, плавно расширяющемся назад в памяти и вперед в ожидании, точно так же, как пустынная дорога. Мы всегда говорим себе ту же историю о том, что происходит. Простого когнитивного повествования, основанного исключительно на содержании рассматриваемого эмпирического кадра, было бы достаточно, чтобы убедить нас в поступательном движении времени, даже если это не так.
Таким образом, кажущийся опыт временного потока является иллюзией. Все, что мы когда-либо испытываем, — это настоящий кадр, который влечет за собой временную шкалу воспоминаний и воображений, аналогичную ландшафту долины и гор. Все остальное-история. Последствия этой реализации для физики и философии глубоки. Действительно, отношения между временем, опытом и природой реальности могут сильно отличаться от того, что мы в настоящее время предполагаем.
Итак чтобы развивать наше понимание реальности, мы должны, пересмотреть свои представления о нашем опыте времени.
По мотивам доклада Бернардо Каструпа в ЦЕРН в июле 2018 года. (Бернардо имеет докторскую степень по вычислительной технике со специализаций в области искусственного интеллекта)